Введение
Сбалансированная система показателей (ССП)
Balanced Scorecard, BSC.
Задача ССП – реализация стратегии компании.
ССП – система управления предприятием на основе измеряемых показателей.
ССП — система стратегического менеджмента.
-
ССП помогает преодолеть четыре традиционных барьера на пути реализации стратегии:
- Стратегия компании невыполнима
- Стратегия не связана с планированием, бюджетированием и распределением ресурсов
- Стратегия не связана с индивидуальными целями и целями подразделений
- Обратная связь тактическая, а не стратегическая.
Создание системы сбалансированных показателей
- Сформулировать стратегические инициативы компании.
- В рамках каждой инициативы определить стратегические цели и индикаторы достижения целей (ключевые показатели эффективности KPI) в четырёх плоскостях:
- Установить причинно-следственные связи между общими и индивидуальными целями снизу вверх:
- Определить и забюджетировать мероприятия (проекты) для достижения целей.
- Назначить ответственных за выполнение мероприятий, поставить им понятные и выполнимые задачи.
- Автоматизировать ССП, настроить обратную связь и сбор актуальных данных.
Финансы
Рост доходности, увеличение производительности, сокращение издержек, использование активов, управление рисками
▲
Клиенты и внешнее окружение
Доля рынка, расширение и сохранение клиентской базы, прибыльность клиента, удовлетворение потребностей клиента (функциональность, качество, цена, срок поставки, имидж, уровень обслуживания)
▲
Внутренние бизнес-процессы
Инновации (изучение скрытых потребностей и разработка новых товаров и услуг), операции (производство и логистика), послепродажное обслуживание
▲
Обучение и развитие персонала (или «Кадры решают всё»)
Удовлетворённость работника (вознаграждение, признание заслуг, участие в принятии решений, поощрение инициативы, обучение и наставничество, технологическая оснащённость), эффективность работника, сохранение кадрового резерва.
Рост доходности, увеличение производительности, сокращение издержек, использование активов, управление рисками
▲
Клиенты и внешнее окружение
Доля рынка, расширение и сохранение клиентской базы, прибыльность клиента, удовлетворение потребностей клиента (функциональность, качество, цена, срок поставки, имидж, уровень обслуживания)
▲
Внутренние бизнес-процессы
Инновации (изучение скрытых потребностей и разработка новых товаров и услуг), операции (производство и логистика), послепродажное обслуживание
▲
Обучение и развитие персонала (или «Кадры решают всё»)
Удовлетворённость работника (вознаграждение, признание заслуг, участие в принятии решений, поощрение инициативы, обучение и наставничество, технологическая оснащённость), эффективность работника, сохранение кадрового резерва.
Рост доходов
▲
Рост удовлетворённости клиентов
▲
Совершенствование процессов
▲
Обучение персонала.
▲
Рост удовлетворённости клиентов
▲
Совершенствование процессов
▲
Обучение персонала.
Программное обеспечение
- Программы моделирования (проектирования и документирования) стратегических карт и бизнес-процессов. Стратегическая карта — диаграмма, на которой показаны цели, связи между ними, KPI.
- Программы исполнения стратегических карт (BI) и программы исполнения бизнес-процессов (BPMS).
Business Studio
Литература
Каплан Роберт С., Нортон Дэйвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. - М.: ЗАО "Олимп—Бизнес", 2003.