Регулирование скорости вращения рабочего колеса
Регулирование скорости
При регулировании (изменении) скорости вращения рабочего колеса центробежного насоса, рабочая точка смещается по красной кривой характеристики сети (гидросистемы): вверх – при увеличении частоты вращения, вниз – при уменьшении частоты вращения.
Недостатки работы центробежного насоса на пониженной скорости:
- ухудшается смазка и охлаждение уплотнений
- увеличивается вероятность забивания насоса и появления осадка
При регулировании скорости вращения рабочего колеса с помощью преобразователя частоты (ПЧ) необходимо:
- обеспечить быстрый разгон насоса до минимальной скорости (как правило, эта скорость соответствует 30 Гц на выходе ПЧ)
- при автоматическом регулировании скорости не опускаться ниже этой частоты.
Дроссельное регулирование
При регулировании расхода с помощью задвижки (вентиля) рабочая точка будет смещаться по синей кривой характеристики насоса: влево – при закрытии задвижки, вправо – при открытии задвижки.
Недостатки дроссельного регулирования расхода:
- Повышается давление в системе (напор)
- Снижается КПД системы.
Поддержание постоянного напора (давления)
Если одновременно закрывать задвижку и уменьшать скорость вращения рабочего колеса, то можно обеспечить поддержание постоянного напора при снижении расхода (рабочая точка смещается влево по зелёной прямой линии).
Поддержание постоянного расхода
Если одновременно открывать задвижку и уменьшать скорость вращения рабочего колеса, то можно обеспечить поддержание постоянного расхода при снижении напора (рабочая точка смещается вниз по зелёной прямой линии).
Зависимость напора, расхода и потребляемой мощности от частоты вращения
Расход (подача) пропорционален частоте вращения рабочего колеса центробежного насоса:
Q ∼ n
Напор (давление) пропорционален квадрату частоты вращения:
H ∼ n2
Мощность, потребляемая насосом, пропорциональна кубу частоты вращения:
P ∼ n3