Принцип работы
Электромагнитные контакторы
Электромагнитные контакторы используются для дистанционной коммутации электрических цепей постоянного и переменного тока.
Составные части контактора:
- Главные (силовые) контакты
- Дугогасительная система
- Электромагнитная система:
- магнитопровод (катушка, сердечник)
- якорь
- Опции:
- вспомогательные контакты
- реле времени
- реле перегрузки
- блокировочные устройства.
При подаче постоянного напряжения на катушку управления, электромагнит притягивает якорь – главные контакты замыкаются. Контактор не имеет механизма удержания силовых контактов во включенном состоянии – при отсутствии управляющего напряжения на катушке контакты размыкаются. Дугогасительная система обеспечивает гашение электрической дуги, возникающей при размыкании главных контактов.
Реле перегрузки
Для защиты электродвигателей от перегрузок (Overloads), дисбаланса фаз (Phase Failure Imbalance) и выпадения фазы (Phase Loss) используются контакторы с реле перегрузки (Overload Relays).
Тепловые реле перегрузки
Тепловое реле перегрузки (Thermal Overload Relay) имеет три полюса и представляет собой биметаллические пластины, по которым протекает ток электродвигателя. Если ток электродвигателя на 20% превышает номинальный ток, то пластины начинают изгибаться и через определённое время разрывают силовую цепь. Время-токовая характеристика теплового реле – это кривая зависимости времени срабатывания реле от тока нагрузки.
Класс расцепления теплового реле перегрузки
Класс расцепления (Trip Class) соответствует максимальному времени в секундах (5, 10, 15, 20, 25, 30, 40) расцепления теплового реле при симметричной трёхполюсной нагрузке и токе, превышающем ток уставки в 7,2 раза (с холодного состояния).
Электронные реле перегрузки
Электронные реле перегрузки (Electronic Overload Relay) отличаются большим диапазоном уставки, и возможностью выбора класса расцепления.
Магнитные пускатели (фидерные сборки)
Магнитные пускатели (Motor Starters) предназначены для пусков, реверсирования, выключения и защиты электродвигателей от перегрузок (с помощью теплового реле или автоматического выключателя).
Фидерные сборки (Load Feeders)
- Прямой пуск электродвигателя: один контактор
- Реверс электродвигателя: два контактора с механической или электрической блокировкой, исключающей одновременное включение контакторов.
- Пуск электродвигателя по схеме «звезда – треугольник»: три контактора (сетевой контактор, контактор на звезду и контактор на треугольник), реле времени.
Категории применения для контакторов и пускателей двигателей (Utilization Category)
Электродвигатели переменного тока с фазным ротором: пуск и выключение
Асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором: пуск и выключение
Асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором: пуск, реверс, торможение противовключением, режим старт-стоп
Двигатели постоянного тока с параллельным возбуждением: пуск, реверс, торможение противовключением, режим старт-стоп, реостатное торможение
Двигатели постоянного тока с последовательным возбуждением: пуск, реверс, торможение противовключением, режим старт-стоп, реостатное торможение.
Автоматические выключатели двигателей
Для защиты электродвигателей от перегрузки и короткого замыкания (Short Circuit) применяются автоматические выключатели (Circuit Breakers).
Автоматический выключатель может иметь следующие расцепители:
- Тепловой (см. выше)
- Магнитный (мгновенный)
- Минимального напряжения
- Независимый (для дистанционного отключения автоматического выключателя).
Магнитный расцепитель
Магнитный расцепитель (Magnetic Circuit Breaker) срабатывает за доли секунды при токе в 10-20 раз превышающем номинальный. В зависимости от диапазона токов мгновенного расцепления (чувствительности магнитного расцепителя) автоматические выключатели делятся на типы:
- Тип B: 3..5 In
- Тип C: 5..10 In
- Тип D: 10..50 In.
Устройства плавного пуска электродвигателей
См. статью Устройства плавного пуска.